Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Моторное развитие детей в возрасте от 0 до 1 года жизни

Начнем с момента формирования моторной сферы, то есть с внутриутробного периода жизни ребенка. В первом триместре появляются зачатки ручек и ножек, на концах ручек и ножек образуются расщепления, которые скоро превращаются в пальчики, позже плод пробует открывать рот, шевелить пальчиками и ножками. Во втором триместре ребенок сжимает пальчики в кулачок, надувает щеки, становится более активным (переворачивается, потягивается, брыкается), мама может увидеть, как малыш толкает ее ручкой или ножкой.  С 33й недели малыш становится чуть менее активным, так он достаточно крупный и места для него мало, поэтому его движения становятся резкими и сильными.

У новорожденного ступни могут иметь синеватый цвет, потому что кровообращение еще не налажено, это нормально. Кулачки в первые дни после рождения сжаты, ручки и ножки прижаты к туловищу – это флексорная поза.

Сразу после рождения у малыша проверяют рефлексы новорожденного, оценка которых дает представление о состоянии нервной системы. Их наличие позволяет ребенку поворачивать голову к груди матери, сосать и глотать молоко. Мы говорим о поисковом, хоботковом, сосательном, ладонно-ротовом, хватательном, подошвенном, защитном, рефлексе Моро, Бабинского, Бауера, Галанта, Переса, рефлексе опоры и автоматической походки. Некоторые из них исчезнут к 3 месяцам, а другие останутся и станут базой для образования двигательных умений и навыков.

В последнее время на смену тугому пеленанию пришло свободное, когда мама сохраняет возможность движений для ручек и ножек малыша за счет того, что они не  заворачиваются в пеленку. Это способствует развитию основных движений и сохраняет естественную физиологическую позу новорожденного. С 3-4й недели ребенку рекомендуется надевать ползунки с кофточкой.

Ребенок растет и необходимо задуматься о дальнейшем двигательном развитии малыша. Как научить его сидеть, ходить, бегать? Что делать, чтоб ребенок был физически крепким и ловким? Не зря народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Так какие же средства современности нам помогут разрешить эти вопросы? Ответ: массаж, плавание и гимнастика.

Массаж (поглаживающий).

Рекомендуется начинать через 1 месяц после рождения малыша. Оказывает положительное влияние на кровообращение, а именно — ускоряет этот процесс, и, как следствие, активизируется доставка питательных веществ как к коре головного мозга, так и к органам опорно-двигательного аппарата, что обеспечивает их полноценное развитие. Также улучшает настроение и самочувствие малыша. Важно: перед проведением проветрить комнату, температурный режим +20-22 С, начинаем за 20-30 минут до еды или через 40 минут после приема пищи, проводим регулярно в одно и  то же время, можно 2 раза в день, первые занятия длятся 5 минут, затем до 15 минут, во время массажа ласково разговаривайте с ребенком под приятную музыку. Удобно проводить на пеленальном столике. Перед массажем руки лучше вымыть и нанести на них детское масло. После массажа малыша купают.

Массаж рук. Малыш лежит на спине, кладет ему в ладошку свой большой палец. Когда малыш хорошо захватит его, начинаем выполнять поглаживание от кисти к плечу и подмышкам.

Массаж живота. Малыш также на спине. Поглаживаем круговыми движениями по часовой стрелке вокруг пупка. Затем выполняем встречное поглаживание: правая рука тыльной стороной идет по часовой стрелке, а левая – ладонью против часовой стрелки. После поглаживание косых мышц живота – от поясницы к пупку.

Массаж груди. Малыш на спине. Поглаживание от боковой поверхности грудной клетки вверх, затем от середины груди в стороны.

Массаж ног. Малыш на спине. Возьмите его ножку за стопу, немного согните ее и поглаживайте от стопы к бедру по задней и боковой поверхности.

Массаж спины. Малыша переворачиваем на живот. Поглаживание выполняем ладонями обеих рук от головы к ягодицам и обратно — тыльной стороной обеих рук. Можно придерживать малыша за ножки, если ему неудобно лежать.

Массаж стоп. Малыш лежит на животе. Правой рукой слегка сгибаем и придерживаем голень, а левой обхватываем стопу так, чтобы указательный и средний пальцы были под пяткой, а большой палец мог свободно двигаться по стопе. И «рисуем» большим пальцем восьмерку по стопе малыша. Сначала на одной стопе, потом на другой.

Массаж ягодиц. Малыш на животе. Легкими круговыми движениями поглаживаем ягодицы малыша.

Плавание

зарекомендовало себя как отличное средство укрепления мышечной системы, развития координированных движений рук и ног, закаливания организма и профилактики заболеваний. К занятиям приступаем с 15-30го дня после рождения, пока сохраняются рефлекторная задержка дыхания при попадании воды на лицо ребенка и врожденные рефлексы автоматической ходьбы и ползания. Именно на эти рефлексы становятся опорой на занятиях плаванием с новорожденными. Перед плаванием тщательно помойте ванну, разденьте ребенка и в течение 5 минут делайте поглаживающий массаж, о котором говорилось выше.

Важно: дверь в ванну держим открытой для доступа свежего воздуха, на первых занятиях температура воды +36, снижаем каждые две недели на 0.5 градуса и доходим до +32, начинаем плавать в течение 5-6 минут и увеличиваем время еженедельно на 3 минуты, пока не дойдем до 40-45 минут.

Во время занятий перед выполнением упражнений важно дать ребенку команду «иди», «плыви», «ныряй», «толкайся».

Первый месяц занятий будет посвящен обучению задержке дыхания. С помощью мамы/папы малыш плавает по воде и отталкивается ногами от краев ванны. Поддерживайте малыша одной рукой за голову и верхнюю часть спины, а другой – за грудь. Во время плавания на животе поднимите руку с затылка ребенка, произнесите команду «ныряй» и, зачерпнув воды, полейте на переносицу ребенка.

Второй месяц занятий направлен на обучение малыша нырять с поддержкой. Скажите малышу «ныряй» и поливайте его лицо водой в течение 1-2 секунд, а затем погрузите его в воду на 1 секунду. Спустя 2 недели погружение увеличьте до 2 секунд. А через 3 месяца после команды «ныряй» аккуратно погружаем ребенка в воду на 3 секунды без предварительного поливания его лица водой.

А на третьем месяце учит малыша плавать самостоятельно. После команды «ныряй» отпускаем малыша под водой, но на 3 секунды, после чего подхватываем и поднимаем его голову над водой. После 3-4 недель занятий малыш может проплывать самостоятельно до 30 см, но время погружения остается до 4 секунд, это важно.

Гимнастика

способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и готовит базу для овладения новыми движениями. Упражнения способствуют уравновешиванию мышечного тонуса, что позволяет малышу изменять положение тела в пространстве, менять позы, развивать мелкую моторику. Каждое занятие рекомендуется начинать и заканчивать легким поглаживанием.

Гимнастику начинаем с 4-10 дня жизни ребенка в зависимости от его самочувствия. Подбор гимнастических упражнений делается с опорой на рефлексы новорожденного. Приведем примеры некоторых упражнений.

От 4 до 20 дней жизни малыша.

  1. Дотроньтесь до щеки малыша и погладьте, чтоб он повернулся в сторону вашей руки. Повторяем до 6 раз в день.
  2. Малыш на спине. Выполняем встречные перекрестные движения: правую руку малыша сводим с его левой ногой 5-7 раз, затем левую руку – с правой ногой тоже 5-7 раз.
  3. Замкнув свои пальца в «Замок» поднимите ребенка на вытянутых руках и осторожно покачайте его из стороны в сторону как маятник. Затем ослабьте одну из рук, чтоб малыш подержал свой вес на ней, поменяйте руку.
  4. Указательные пальцы положите на ладошки малыша, резко поднимите над мягкой поверхностью, ребенок захватит пальцы и повиснет на них. Пусть будет в таком положении, сколько сам захочет. Выполняйте 20-30 раз в день.

От 1 – 1,5 месяцев.

  1. Отталкивание согнутыми ногами (рефлекс ползания) – малыш на животе, подгибаем ноги, упираем свои руки в подошву его ног, ребенок рефлекторного делает толчок от ваших рук.
  2. «Самолетик». Вы лежите нажив спине и наклоняете ребенка на вытянутых руках в разные стороны, что развивает его пространственные представления.
  3. Малыш на животе. Приподнимите его за стопы так, чтобы он касался поверхности стола только лбом. После нескольких повторов малыша переворачиваем на спину и также поднимаем за стопы, а голова касается стола.
  4. Обхватите малыша за спину и живот и удерживайте его на весу то левым, то правым боком. Это упражнение направлено на укрепление позвоночника.

От 2  — 2,5 месяцев.

  1. Уложите малыша на живот. Справа от него положите яркую игрушку, привлеките его внимание к ней, побуждая повернуться на животе вправо. После того, как ребенок повернулся на животе, кладем игрушку слева, привлекая его снова.
  2. Малыш на животе. Одна ваша рука под его грудью, а другая – крепко держит ноги малыша. Рукой, что под грудью, поднимаем ребенка вверх – слегка назад, чтоб он встал на колени. Повторяем до 5 раз.
  3. Малыш на спине. Берем одну ногу за стопу и кладем сверху на другую, стимулируя поворот тела малыша на бок. Выполняем до 20 раз в день.
  4. Малыш у вас на руках. Выполняем вращение с ним в одну сторону вокруг своей оси, доводим время вращения до 1 минуты.
  5. Берем малыша за одноименную руку и ногу (правые/левые), раскачиваем из стороны в сторону с замиранием в вертикальном положении в крайней точке раскачивания.

От 3 – 3,5 месяцев.

  1. Положите малыша на живот на простынь. Поднимите край простынки и дождитесь, когда ребенок повернется на бок под воздействием силы тяжести, а затем – на спину.
  2. Малыш на спине. Вкладываем свои указательные пальцы ему в ладошки и медленно тянем на себя, чтоб малыш сел. Это упражнение удобно выполнять, когда вы собираетесь взять малыша на руки.
  3. Когда малыш научится высоко поднимать голову, лежа на животе и с опорой на согнутые руки, то начинаем учить его опираться на выпрямленные руки. Это положение сначала фиксируется с помощью взрослого с постепенным ослаблением поддержки.
  4. Носите ребенка на руках мимо ярких предметов, стимулируя поворот назад.

От 4 – 4,5 месяцев.

  1. Помогаем малышу учиться ползать. Около него кладем яркий мяч, толкаем его немного в сторону, стимулируя малыша подползти к нему и дотронуться.
  2. Малыш на спине. Обхватываем его стопы и одновременно или попеременно сгибаем ноги в коленях.
  3. Наденьте на ноги малыша носочки с погремушками или колокольчиками, это будет стимулировать его к игре со своими ногами, их сгибанию и разгибанию.

От 5 – 5,5 месяцев.

  1. Лежа на животе, малыш сам тренируется опираться на руки и поднимать голову и плечи. Приподнимайте на секунду одну из его рук, чтоб он учился распределять баланс своего тела при опоре только на одну руку.
  2. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Малыша, держа за бока и спиной к себе, поднимите  и положите на свою голову, и покатайте его вперед – назад до 8 раз.
  3. Малыш на животе. Разведите его руки в стороны и приподнимите верхнюю часть его тела. Он сам поднимает ножки. Задержитесь в таком положении.
  4. «Карусель». Встаньте ровно, возьмите ребенка за руки спиной к себе. На вытянутых руках выполните 3 вращения в одну сторону, затем в другую.

От 6 —  6,5 месяцев.

  1. Возьмите одноименные руку и ногу малыша в свои руки и раскачивайте его из стороны в сторону. Потом приподнимите только одну руку, смените на другую.
  2. Посадите малыша, положите перед ним обруч, пусть захватит. Сядьте напротив и приподнимите обруч вверх-вниз, побуждая ребенка повторять за вами.
  3. Поставьте малыша ножками на большой мяч, держите его за подмышки. Выполните несколько подпрыгиваний, затем спрыгните на пол.
  4. Покажите малышу, как можно хлопать руками по воде, стимулируя подражание.

От 7 – 9 месяцев.

  1. «Погоня». Со словами «Догоню! Догоню!» подбегайте к ребенку, стимулируя у него активное ползание. Догнав малыша, подбросьте его несколько раз вверх.
  2. Можно из картонных коробок сделать тоннель. Посадить малыша около одного входа, а сами садитесь около другого и зовите малыша к себе. Можно показать пример ползания по тоннелю.
  3. Посадите малыша на пол, сядьте напротив и катайте мяч среднего размера друг другу.
  4. Катите малышу одновременно два мяча, побуждая его, взять сразу два предмета.

От 9 до 12 месяцев.

  1. Учите малыша спускаться и подниматься по широкой доске под наклоном.   Помогайте встать ему на ноги и придерживайте за руки.
  2. «Футбол». Мяч кладем перед ребенком, которого вы поддерживаете за руки, показываем, как надо коснуться мяча, чтоб он покатился. Стимулируем ребенка повторить за вами.
  3. Малыш лежит на животе. Поднимаем его за ноги так, чтоб он опирался на вытянутые руки, и выполняем продвижение вперед.
  4. Спускайтесь и поднимайтесь по лесенке, идя рядом с ребенком и держа его за руку. Можно напевать песенку, чтоб было приятно «путешествовать».

Результат и благоприятное физическое развитие малыша будет только при регулярных занятиях с позитивным настроем на результат.

Список литературы.

  1. Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Корона принт, 2005.
  2. Мать и дитя. Настольная книга для родителей. / Под науч.руководством В.С.Корсака./ — СПб.: Нева, 2005.
  3. Цицулина А.В., Капкова Л.Г., Беседа Р.А. Развиваем способности ребенка. Движение. От рождения до года. – М.: Олма-пресс, 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru