Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Определяем уровень развития коммуникации у ребенка.

Для большего изучения коммуникации Вашего малыша заполните следующий контрольный список. Вы читаете высказывание и напротив него ставите обозначение того, насколько оно подходит Вашему малышу.

  • В — всегда
  • Ч — часто
  • Р — редко
  • Н — никогда

Иногда возможности ребенка в понимании языка более развиты, чем его возможности в выражении себя. Поэтому возможно, что Ваш ребенок в выражении себя окажется на одном уровне и на другом — в понимании речи.

«Исследователь»

Понимание речи. «Мой ребенок….»:

  • смотрит на меня, когда я говорю или пою для него.
  • улыбается, когда я улыбаюсь ему или говорю с ним.
  • узнает знакомые голоса.
  • поворачивает свою голову в сторону звуков.
  • отвечает, когда я зову его по имени, через взгляд на меня, движениями своего тела или еще как-то.
  • узнает новые жесты (например, жест «вверх» или «нет»).
  • предвосхищает следующий момент в ежедневной рутине.

* «Исследователь» еще не понимает значения слов.

Выражение себя. «Мой ребенок…»:

  • плачет или суетится, когда он хочет спать, голодный или испытывает дискомфорт.
  • издает разный плач, показывающий, что он хочет.
  • издает звуки, когда с ним говорят или улыбаются ему.
  • издает гласные звуки, например, «а», «у» или «э».
  • издает согласные звуки, например, «бх», «гх», «м».
  • повторяет некоторые звуки, которые он слышит.
  • повторяет за мной, когда я повторяю его звуки.
  • повторяет простые действия, например, почтукивание по подносу на его высоком стуле для кормления.
  • лепечет, повторяя слоги, например, «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».
  • закрывает свои глаза или отворачивается, когда он что-то не хочет.
  • смотрит, тянется или двигается в направлении предмета или человека, который ему интересен.

«Коммуникатор»

Понимание речи. «Мой ребенок….»:

  • понимает знакомые слова в рутинных ситуациях (ежедневных), например, «пока» или «вверх».
  • понимает названия знакомых объектов, например, «бутылка», «свет» или «печенье».
  • отвечает на простые вопросы, например, «Где твой мишка?», движением, взглядом или указанием на него.
  • может проследить простую просьбу в сопровождении жеста, например, когда Вы машите и говорите «Помаши пока-пока».
  • понимает значение «нет».

Выражение себя. «Мой ребенок…»:

  • берет меня за руку и тянет меня в сторону объекта, который он хочет.
  • привлекает мое внимание к предмету и людям, давая звуки или показывая их мне или указывая на них.
  • повторяет действия, например, хлопание в ладоши.
  • повторяет звуки.
  • использует новые жесты, такие как повороты головой = «нет» или жест «пока».
  • смотрит или указывает на то, что он хочет или что заинтересовало его, и затем смотрит на меня.
  • издает звуки, похожие на слова.
  • соединяет в ряд несколько звуков, это похоже на речь.

«Начинающий пользователь слов»

Понимание речи. «Мой ребенок….»:

  • может указывать на знакомые части тела и предметы.
  • выполняет простые просьбы без сопровождения жестов, например, «Поцелуй папу».
  • может ответить «да» или «нет» на вопросы, например, «Ты хочешь банан?»
  • понимает названия многих знакомых предметов, людей и животных.

Выражение себя. «Мой ребенок…»:

  • использует как минимум три слова (или знака, или указания на картинку) для общения.
  • использует больше жестов или звуков, которые он знает.
  • повторяет звуки (например звуки животных) и слова.
  • использует около 10-25 слов или знаков.
  • указывает на 10 и более картинок для выражения своего сообщения.
  • использует 25-50 слов или знаков.

«Объединитель»

Понимание речи. «Мой ребенок….»:

  • может ответить на вопросы, например, «Что ты надел на свои ноги?».
  • понимает вопросы, которые начинаются с «Кто», например, «Кто за дверью?»
  • понимает значение предлогов «в», «на», «под»; слов «большой» и «маленький».
  • может сортировать предметы по категориям, например, игрушки и животные.
  • слушает простые сказки и истории.

Выражение себя. «Мой ребенок…»:

  • объединяет два слова или знака вместе, например» «Хочу сок» или «Не спать».
  • использует по крайней мере 50 слов.
  • задает вопросы, используя вопросительный тон.
  • задает вопросы, которые начинаются на «Что» и «Где», например, «Что это?»
  • объединяет три слова вместе, например, «Хочу много сока».
  • соотносит свое имя с собой.

Итак, «Исследователь», «Коммуникатор», «Начинающий пользователь слов» или «Объединитель»?

  1. Посмотрите на каком этапе в разделе «Понимание речи» Вы указали по крайней мере три раза «Всегда» или «Часто». Это уровень развития понимания обращенной речи у Вашего ребенка.
  2. Посмотрите на каком этапе в разделе «Выражение себя» Вы самый первый раз указали «Всегда» или «Часто». Это есть уровень развития говорения у вашего малыша.

Обычно в сознании родителя «застревает» уровень развития говорения, но позже Вы научитесь обращать внимание и на развитие понимания у Вашего ребенка.

Далее мы разберем стратегии работы на каждом этапе коммуникативного развития.

Перевод книги «It takes two to talk», Toronto, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru