Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Помогаем ребенку вступить в диалог

Обучение ребенка вступлению в диалог может занять много времени. Ребенок может потерпеть неудачу во вступлении в диалог, потому что он может не осознать, что сейчас его очередь давать ответ. Даже когда он знает, что сейчас его очередь, то он может не знать, что необходимо сделать или сказать, поэтому он ничего не делает.

Единственным способом обучения для ребенка вступлению в диалог является взаимодействие с тем, кто поддерживает его и облегчает этот процесс для малыша. Когда родители помогают ребенку научиться плавать, они используют нарукавники, чтобы помочь ему плыть. Таким же образом Вы можете дать ребенку подсказки, чтоб облегчить соблюдение очередности, пока ребенок не научиться этому навыку.

Самая лучшая подсказка здесь — это простой акт ожидания. Ожидание посланий Вашего ребенка — это прямое сообщение, что Ваша очередь закончена, и Вы ждете ответа от ребенка, чтобы сделать следующий шаг. Но иногда ожидания недостаточно. Ваш ребенок может нуждаться в подсказке, которая не только даст ему понять, что сейчас его очередь в диалоге, но и покажет, каким образом он может это сделать. Подсказки, которые мы разберем ниже, можно использовать как изолированно/ по одной/, так и в сочетании с другими подсказками.

  • Подскажите ребенку мимикой и движениями тела…и ждите: взгляд на Ваше лицо и движения Вашего тела могут сигнализировать Вашему ребенку, что Вы готовы для восприятия его ответа. Здесь может быть несколько способов:

— наклонитесь к ребенку, давая ему понять, что Вы готовы его слушать
— широко раскройте свои глаза с выражением ожидания и поднимите вверх брови
— улыбнитесь или кивните головой, как бы поощряя ребенка
— укажите на то, что входит в зону интересов Вашего ребенка

IMG_2904

Иногда дети учатся соблюдать очередность в диалоге, отвечая на подсказки, выше перечисленные, только если Вы ждете от 5 до 10 секунд. Не прерывая диалога, эти подсказки дают ребенку информацию, что Вы  ждете от него ответа. Если Ваш ребенок отвечает на эти подсказки, используйте их чаще, убеждаясь в том, что ребенок смотрит на Вас.

  • Окажите Вашему ребенку визуальную помощь…и ждите: визуальная помощь это подсказка, которую ребенок может видеть. Это может быть предмет, жест, звук или картинка. Малыш учится лучше, когда он слышит и видит то, о чем Вы говорите. Визуальная подсказка дает ему больше информации, помогая ответить на обращение.
  • Пауза или изменение регулярных рутин… и ждите: например, купание, игры, прогулки могут помочь ребенку начать взаимодействие с Вами. Во время рутины Ваш ребенок может узнать больше о том, как удерживать взаимодействие, особенно, если это ново для него. Во время рутины подсказкой Вашему ребенку может быть пауза со взглядом ребенка на Ваше лицо, выражение которого даст ему понять, что Вы ждете ответной реакции перед тем, как продолжить рутину. В рутинах, которые часто повторяются каждый день, Вы можете включить новые слова или действия, которые удивят ребенка и дадут ему шанс сказать Вам, что Вы сделали что-то не то.

IMG_2905

  • Способ рука-в-руке: многие из игр и песен дети с удовольствием включают в свои действия, и они также могут заполнять его ответ в диалоге. Например, во время песенки «Если нравится тебе, то делай так» Ваш ребенок хлопает в ладоши, когда идут слова «делай так». Помощь рука-в-руке точно показывает ребенку, как совершать специфические действия. Чтобы научить ребенка хлопать, нужно петь песню несколько раз, хлопая в ладоши в то время, когда он смотрит на Вас. Если после нескольких раз ребенок так и не повторяет за Вами, мягко положите свои ладони на его ладони и покажите, как надо делать движения. Затем продолжайте петь и покажите ребенку снова, когда Вы будете готовы к очередному хлопанию в ладоши. После повторений этого много-много раз сделайте паузу в песне перед моментом, когда надо хлопать в ладоши и посмотрите, хлопнет ли ребенок сам. Если нет, то помогите ему рука-в-руке и продолжите песню.
    Но не используйте этот прием рука-в-руке слишком часто. Он может быть использован только тогда, когда Ваш малыш понимает действия и они труднодоступны для его самостоятельного выполнения.
  • Задайте вопрос…и ждите: задавать ребенку вопрос — это еще один способ подсказки ему об очередности в диалоге. Задавайте только 1 вопрос и ожидайте, давая ему время, в котором он нуждается для ответа. Помните о том, что не все вопросы помогают ребенку встроиться в диалог. Некоторые наоборот останавливают его. Об этом мы поговорим дальше, и  Вы определите те вопросы, которые подходят для Вашего ребенка.

Что если мой ребенок не вступает в диалог?

Вашему ребенку может понадобиться больше времени для обучения тому, когда и как нужно ответить в диалоге. Основной акцент здесь — следовать за его инициативой, когда Вы делаете свой ход в диалоге и затем ждете. Если ребенок не отвечает, дайте ему провоцирующую подсказку — используйте одну или несколько подсказок, описанных выше — давая тем самым ему сигнал, что Вы готовы ждать его очереди. И так несколько раз.

Если ребенок все также не отвечает в свою очередь, сделайте это за него. Сделайте или скажите ЗА ребенка, ориентируясь на стадию развития его коммуникации. Не настаивайте на подражании Вашему примеру. Просто сделайте следующий шаг и продолжайте взаимодействие. Это позволит удержать обмен туда-сюда и снизит тревогу у вас обоих. Будьте уверены, что Ваш ребенок будет принимать во внимание свою очередь, которую ждут от него.

Перевод книги «It takes two to talk», Toronto, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru