Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Позволяйте Вашему ребенку руководить

Когда два человека общаются между собой с помощью слов или без них, они принимают участие в коммуникативном взаимодействии. Наилучший путь воодушевить Вашего ребенка на общение — это малышу первым начинать взаимодействие с Вами. Вместо Вашего руководства или направления этого взаимодействия, дайте возможность Вашему ребенку руководить этим процессом, быть «штурманом» коммуникации.

Когда Вы позволяете ребенку руководить и когда Вы реагируете с интересом на то, что он Вам говорит, то малыш начинает хотеть чаще общаться с Вами. И это не единственная причина, чтоб дать «руль общения» ребенку. Каждый раз когда он руководит взаимодействием и Вы с интересом отвечаете ему, Вы даете ему информацию о предметах, которые интересны ему — информацию, в которой он нуждается, чтоб осуществлять общение. Вот почему мы говорим «Дети, которые руководят, получают язык, в котором они нуждаются».

Лицом к лицу

Первый шаг навстречу — это взгляд в лицо друг на другу. Когда двое общаются лицом к лицу, то:

  • Вы и Ваш ребенок можете установить контакт намного проще и разделить этот момент
  • Вы и Ваш ребенок можете лучше слышать и видеть каждое сообщение друг друга
  • это самое простое воодушевление Вашего ребенка к руководству.

Поэтому каждый раз делайте так, чтоб Вашему ребенку было легко посмотреть Вам в глаза. Посмотрите, как эти родители делают это:

  

Наблюдение

Иногда очень сложно понять, что Ваш ребенок имеет ввиду. Выберите время для наблюдения за языком движений его тела —  действиями, жестами и мимикой. Через настрой на эти сообщения Вы сможете узнать больше о том, что ребенку интересно, и что он хочет сказать Вам. Замечайте, на что Ваш ребенок смотрит. Смотрите в том направлении, куда он тянется или указывает. Исследуйте то, что захватывает его интерес, это поможет Вам прожить этот момент вместе.

Ожидание

Наблюдение — это сильнейшее средство. Оно дает Вам время для того, чтобы увидеть, что интересно Вашему ребенку. И более того, оно дает Вашему ребенку время для начала взаимодействия или ответа на то, что Вы сказали или сделали.

В этой книге ожидание состоит из трех обязательных элементов: остановить свою речь, наклониться к ребенку и смотреть на него заинтересовано. В коммуникации с ребенком необходимо использовать все три элемента. Ожидание — это способ показать ребенку, что Вы готовы ответить ему и, самое важное, даете ему ведущую роль во взаимодействии. Как только Ваш ребенок что-то сделает в ответ на один из этих элементов, важно, чтобы Вы немедленно ответили ему.

Если Вам нужно напомнить себе об ожидании, то посчитайте медленно или тихо до 10. В начале Вы можете и вслух посчитать. Ваш ребенок возможно не поймет этого. Будьте терпеливыми и не спешите что-либо говорить. Это даст некоторое время для ребенка, чтоб обратиться к Вам. Если Ваш ребенок переключается с одного действия на другое, подождите снова. Дайте ему шанс вовлечься в новое действие. Предоставьте ему пока что больше времени для старта взаимодействия.

Наиболее важная вещь в этом процессе — дать Вашему ребенку время для понимания того, что Вы ожидаете от него сообщения, любого сообщения. И не важно использует ли он для сообщения звуки, слова или жесты. Всё, что Ваш ребенок делает или говорит, чтобы поведать Вам о своих потребностях или интересах, является для Вас сообщением.

Слушание

Слушание — это обращение пристального внимания на все слова и звуки Вашего ребенка. Будьте бережны и не прерывайте ребенка, даже если Вы уже осознали, что он говорит Вам. Когда Вы слушаете детское сообщение (обращение), Вы даете понять ребенку, что это важно для Вас. Это развивает его уверенность и чувство достоинства.

Иногда бывает, что наблюдая, ожидая и слушая, Вы не понимаете сообщения ребенка. Это может фрустрировать вас обоих. В таких случаях просто постарайтесь поискать, разгадать, что ребенок хочет сказать Вам.

Если все таки сложно разгадать, о чем говорит малыш, то повторяйте за ним его звуки или действия и затем посмотрите, возможно он уточнит свое сообщение. Вам возможно это непонятно, но крайне важно делать такие попытки. Поскольку когда Вы так поступаете, то сообщаете малышу, что пытаетесь лучше понять его. И еще Вы даете ему понять, что его понимание также важно для Вас.

Перевод из книги «It takes two to talk», Toronto, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru