Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Ребенку около 2-2,5 лет, плохо разговаривает, что делать?

Как правило, знакомясь и наблюдая за таким ребенком, вступая с ним в контакт, становится ярко заметно то, что он говорит себе под нос, как будто его речь является фоном происходящей активности и не имеет четкого адресата. И даже выражая свои просьбы, ребенок подходит ко взрослому, произносит невнятно звуки или только первый слог слова, при этом не глядя на человека, а мама или бабушка сразу выполняют его запрос без уточнения, повтора того, что он произнес (для закрепления или подачи правильного образца звучания).

Создается впечатление, что ребенок озвучивает свои желания в пространство, и это пространство сразу реализует его запрос.

Таким образом, взрослый выпадает из роли коммуникативного партнера, социального значимого персонажа, поскольку ребенок не демонстрирует взгляд на взрослого во время своей просьбы, не обращается ко взрослому, как к источнику или помощнику в достижении цели, а взрослый не провоцирует его на эти действия, так как часто родители рады и такой речевой активности малыша и не повышают своих требований, боясь спугнуть появившуюся речь.

Игнорирование взрослым того, что ребенок редко смотрит в его лицо при обращении, отражается и на качестве звучащей детской речи. Это происходит из-за того, что малыш не видит образцы правильных движений языка и губ. Его повтор опирается только на собственное экспериментирование со звуками («птичий язык») и фонематическое восприятие окружающей речи.

Подобные ситуации являются неблагоприятными для становления и развития детской речи, способствуют задержке речевого развития, так как закрепляются искаженные образцы звукопроизношения (смазано произносит большую часть звуков, что делает звучание речи неразборчивым), слоговой структуры слова (произносит только начальные слоги или первые звуки слов).

w_4da5fb2b

Что делать?

Когда ребенок подходит к вам с просьбой:

  • присядьте перед ним, чтоб ваше лицо оказалось напротив его лица
  • дождитесь, чтоб после вопроса он посмотрел на вас
  • попросите еще раз повторить («Что ты хочешь? Куда пойдем? Во что хочешь играть? Что будем делать?») его свой вопрос
  • заглядывайте в его лицо.

Желательно, чтоб при любом вашем контакте с ребенком, во время диалога или игры, ваши лица находились на одном уровне.

Вспомните и каждый день проигрывайте фольклорные игры для младенцев, где ваш малыш сидит на ваших коленках или разогнутых ногах и ваши лица напротив друг друга. Например, Федя-бредя или Тяни холсты или Ехали медведи или Трушки-татушки или Коза рогатая и т.д. Ваш контакт тут близкий и эмоционально насыщенный, и все эти игры нравятся детям, они с удовольствиям играют в них, и на эмоциональном подъеме глазной контакт более длительный.

Включите в игровой режим дня малыша выполнение артикуляционной гимнастики. Это будет способствовать моторному развитию артикуляционного аппарата, улучшить подвижность языка и губ и тем самым обогатит двигательный опыт ребенка, его способность к повтору звуков окружающей речи.

Улучшают качество звукопроизношения и развивают слоговую структуру слова следующие игры:

  • Рисование дорожек, длинных линий, круговых линий с пропеванием отдельных гласных или согласных, которые можно протягивать долго (с, з, л, м, н, в, ф, х)
  • Рисование точек, коротких линий, заполнение штампами контура с отрывистым пропеванием гласных или согласных (б, д, г, к, п, т, ц, ч), слогов
  • Заполнение кусочками пластилина контура с проговариванием звука/ слога (например, из тучки идет дождик, где капли дождя — это кусочки пластилина)
  • Заполнение кусочками бумаги контура с проговариванием звука/ слога (например, Маша собирает ягоды, где кусочки бумаги -это ягоды)
  • Шагание пальчиками по дорожке с проговариванием звука/ слогов
  • Выкладывание бусинами, камушками, палочками, пуговицами, зернами кофе, фасоли и прочим мелким материалом узора или дорожки с проговариванием звука/ слога
  • Собирание бусин, ракушек, палочек, пуговиц, зерен кофе, фасоли и прочего мелкого материала в баночку с проговариванием звука/ слога (например, так можно сделать погремушку или накормить стадо коров)
  • Прыжки по меткам с проговариванием звуков/слогов
  • Обыгрывание потешек, детских стишков, где есть многократное повторение слогов (например, Гуси, гуси)
  • Пропевание детских песенок с паузами перед последними слогами в словах (например, Два веселых гуся)
  • Броски мяча друг другу или в цель с проговариванием звуков или слогов

и так далее, на самом деле такое проговаривание может быть включено практически во все детские игры и активности.

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

captcha
Введите код с кратинки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru