Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Первый этап развития детской коммуникации — «Исследователь»

У каждого ребенка со временем постепенно развивается способность к коммуникации. Авторы книги «It takes two to talk» разделяют развитие коммуникации в раннем возрасте на 4 главных этапа:

Дети с проблемами в общении проходят те же этапы в развитии коммуникации, как и другие дети, но более медленно (хотя некоторые дети могут не пройти все стадии).

Пока вы будете читать описания все четырех этапов, подумайте о том, какое из них наилучшим образом описывает стадию развития Вашего ребенка.

Исследователь

КАК «исследователь» выражает себя. «Исследователь» — это самый ранний этап в изучении коммуникации. Он еще не общается осознанно (с конкретными целями). Он только реагирует на то, что чувствует и на происходящее вокруг него. В начале плач это лучший путь для «исследователя» дать Вам понять, что он в чем-то нуждается, например, в еде, сне или чтоб его подняли. Со временем его плач меняется, и «голодный плач» отличается от «утомленного плача».

«Исследователь» также коммуницирует через мимику и движения своего тела. Он может отвернуться, если не хочет чего-то. Если происходит много событий вокруг, то может закрыть свои глаза. Вскоре «исследователь» учится управлять своими движениями, чтобы он мог играть с вниманием к новым и интересным объектам, ощущениям и звукам, включая звук Вашего голоса. Он начинает интересоваться другими и выражать этот интерес взглядом, улыбкой или вокализациями. Позже «исследователь» начинает больше исследовать свой мир. Он реагирует на объекты или людей, или двигается в их сторону. Родители должны обращать пристальное внимание на изучение того, чем интересуется «исследователь».

«Исследователь» начинает использовать свой голос различными способами. Первые звуки, которые он издает, звучат как «ееее» и «ааах». Позже звучание меняется на «гоо» и «коо». Оно называется гулением. До конца этого периода «исследователь» соединяет вместе ряды звуков , например, «бах-бах-бах-бах». Это называется лепет.

«Исследователь» также изменяет громкость и тон своего голоса. Он может издавать счастливые звуки, когда Вы говорите или поете для него. Он также имитирует некоторые из Ваших звуков, а также некоторые Ваши действия и выражения лица. «Исследователь» смотрит, улыбается, смеется и издает звуки, чтобы получить и удержать Ваше внимание. Вы можете сказать, что ему нравится взаимодействовать с Вами.

ЧТО «исследователь» понимает. «Исследователь» пока что не понимает слова, но он начинает больше осознавать мир вокруг себя. Он начинает узнавать некоторые лица, объекты, голоса и звуки. Он поворачивает свою голову в сторону некоторых звуков и голосов, особенно мамы и папы. Он легко вздрагивает от внезапных изменений, например, от  громкого шума или быстрых движений.

«Исследователь» улыбается в ответ на лицо, которое улыбается ему. Он наблюдает за Вашим лицом, пока Вы разговариваете с ним. Позже «исследователь» останавливает движение, когда он слышит, что Вы зовете его по имени, и также начинает понимать простые жесты. Например, когда Вы протягиваете к нему свои руки, он может поднять свои руки, чтобы быть поднятым. Хотя «исследователь» еще не понимает Ваших слов, он отвечает на тон Вашего голоса и хорошо знакомую ситуацию. Через некоторое время он начинает предвосхищать, что произойдет дальше в ежедневных рутинах, например, время кормления или купания. Например, когда Вы готовите его к купанию и он слышит звуки воды из крана, он может верещать или дергать ногами, потому что он с нетерпением ждет, когда будет плескаться в воде.

Перевод из книги “It takes two to talk”, Toronto, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru