Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Второй этап развития детской коммуникации — «Коммуникатор»

Когда Вы отвечаете на сообщения Вашего малыша, постепенно он устанавливает прочные связи от том, что его действия имеют эффект в окружающем его мире. Теперь он понимает, что он может создавать события. Например, он осознает, что когда он протягивает свои руки вверх, Вы поднимаете его, и когда он издает звуки, Вы обращаете на него внимание. Достижение этого нового знания о мире называется установлением коммуникационной связи. Когда Ваш ребенок устанавливает эту коммуникационную связь, он становится «коммуникатором».

КАК «коммуникатор» выражает себя. «Коммуникатор» начинает посылать сообщения с конкретной целью в сознании. Хотя он еще не использует слова, он коммуницирует с Вами взглядом на Вас, жестами, указательным жестом и звуками. Сначала он общается, выражая протест или отказ от того, что он не хочет. Он также дает Вам знать, что он хочет какой-то предмет — игрушку, например, — или что он хочет, чтоб Вы что-то сделали, например, подняли его из его высокого стульчика.

Позже, общение «коммуникатора» становится более социальным, вместе с Вами расширяются его интересы. Он коммуницирует для получения Вашего внимания, для приветствия или прощания, или чтобы показать Вам что-то. Часто он будет указывать с целью рассказать Вам о чем-то. Он может также издавать звуки в вопросительной интонации, как бы спрашивая Вас. По мере того, как его коммуникация с Вами становится лучше и лучше, он даже может использовать свои собственные жесты. Например, если он потирает свое лицо тыльной стороной ладони, то он может быть сообщает о своем одеяле.

«Коммуникатор» будет посылать свои сообщения до тех пор, пока Вы не отреагируете на то, что он хочет. Например, если он издает звуки, прося печенье, и Вы даете ему печенье, то он становится довольным. Он также может улыбаться, давая Вам понять, что он хочет. Но если он хочет печенье, и Вы даете ему пить, он даст Вам понять, что это не то, что он хочет. Он может издать вполне расстроенный, высоко модулированный голос. Он может взять Вашу руку, чтобы точно Вам показать, что он хочет. Успех, отражающий понимание его миром, это важная часть коммуникационного развития.

Другая важная часть его развития проявляется, когда он учится одновременно сосредотачиваться  на человеке и на объекте. Ранее Ваш малыш мог сосредотачиваться только на Вас или на объекте, но не одновременно. На стадии «коммуникатора» он ищет объекты и указывает на них, и затем он смотрит на Вас. Затем он смотрит снова на объект и указывает на него, давая Вам понять, что он хочет пообщаться об этом объекте. Это новое умение делает возможным для него показывать Вам предметы и давать Вам понять, что он думает о них. Это один из важных шагов на пути к использованию первых слов или сигналов.

«Коммуникатор» также учится прослеживать Ваш взгляд. Если Вы указываете на что-то, он может посмотреть в том направлении, чтобы увидеть, что Вы показываете ему. Теперь он может указывать  на многие интересные объекты — таким образом создавая разные возможности для изучения языка.

«Коммуникатор» продолжает издавать звуки, еще чаще подражает Вашим звукам. Он начинает соединять звуки, и это похоже на «говорение». Но его «говорение» это только набор звуков, а не смысловые слова. Он может также издавать звуки, которые являются первыми осознанными попытками произнесения его первых слов.

ЧТО «коммуникатор» понимает. В то время, как «коммуникатор» переживает опыт ежедневных активностей, таких как, одевание или укладывание спать, он слышит, как Вы повторяете одни и те же слова снова и снова. С каждым разом он все лучше начинает понимать, что они значат. Он дает Вам понять, что осознает происходящее через взгляд, указание, жест или прослеживая Ваше простое указание направления. Это важная часть языкового развития, потому что Ваш ребенок нуждается в понимании слов до того, как начнет их использовать в коммуникации.

Перевод из книги «It takes two to talk», Toronto, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru