Авторский блог логопеда, дефектолога
Мальковой Вероники

Задаем вопросы, чтоб поддерживать диалог

Вопросы и ответы на них — это важная часть коммуникации. Вопросы помогают Вам и Вашему ребенку понять каждое сообщение и мысли. Вопросы также открывают Вам дорогу для следования за инициативой ребенка, а также подсказывают ему об очереди в диалоге. Давайте рассмотрим различного рода вопросы, из которых Вы сможете выбрать наилучшие для Вашего ребенка.

 Альтернативные вопросы

Альтернативные вопросы позволят Вашему ребенку выбрать из двух объектов/ активностей — например, «Хочешь молоко или сок?» Эти вопросы одни из первых, на которые ребенок отвечает, и поэтому они создают легкую опору, чтоб ответить в свою очередь. Они также дают ребенку чувство контроля, который поощряет его в коммуникации еще больше.

Вы можете попросить своего ребенка выбрать из двух объектов/ активностей — какую шапку он хочет надеть, с какой игрушкой он хочет играть или книгу, которую он хочет читать. Простейшие альтернативные вопросы касаются реальных объектов, поэтому для начала лучшим будет использование визуальной подсказки. И Ваш ребенок может ответить на альтернативный вопрос простым сказанием или взглядом в сторону того, что он хочет. Когда Ваш ребенок понимает и говорит несколько слов, Вы можете задать альтернативный вопрос без визуальной подсказки. Также задавайте как можно более короткие и простые вопросы. Очевидно, когда Вы задаете ребенку альтернативный вопрос, Вы также должны быть уверены, что выбор, который сделает ребенок, должен быть приемлемым для Вас.

Закрытые вопросы «да» — «нет«

Закрытые вопросы — это те, на которые можно ответить «да» или «нет«, например, «Ты хочешь пойти гулять?» или «Ты голоден?» Этот тип вопросов дает Вам в пользование способ коммуникации с Вашим ребенком до того момента, как он начнет пользоваться словами. Сначала дети учатся отвечать на закрытые вопросы кивком головы «нет«, а позже «да«. Вы также можете задавать закрытые вопросы, используя слова или фразы и повышая тембр голоса по высоте к концу фразы, например «Еще?» или «Закончили?»

Специальные вопросы

Это такое вопросы, которые начинаются с «Что»,»Кто», «Где», «Когда», «Как» или «Почему». Первые специальные вопросы, которые ребенок начинает понимать, короткие, простые, например, «Что это?», «Где твой мишка?», «Кто там?».

Позже Ваш ребенок начнет понимать вопросы, которые начинаются с «Почему» и затем, намного позже, вопросы, начинающиеся с «Когда» и «Как«. Эти последние типы вопросов наиболее сложные для понимания ребенка. Чтобы ответить на такие вопросы Вашему ребенку необходимо сформировать представления о времени. Сейчас избегайте таких вопросов.

Избегайте вопросов, которые могут прекратить диалог

Задавайте только те вопросы, которые помогут Вашему ребенку сделать свой шаг в диалоге. Но когда вопросов  задается слишком много, то это давит психологически на ребенка и может привести к остановке диалога.

Итак, отметим, что может прекратить диалог:

  • плотный поток вопросов, частое задавание вопросов
  • вопросы, которые:
    — тестируют знания Вашего ребенка
    — не дают ребенку время для ответа
    — слишком сложные для ответа
    — несвязанные с интересами ребенка
    — уже включают в себе ответ

Перевод книги «It takes two to talk», Toronto, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Evogress.ru – блог частного дефектолога и логопеда.

© 2012-2018 Все права защищены. Все права сохранены.

Создание сайта в агентстве Решение https://resheniesochi.ru